Россия и тренды цифровизации.  

Россия и тренды цифровизации.  
Политика и экономика
0

Мария Земляникина

Быстрый темп проникновения цифровых технологий во все сферы жизни современного общества влечет за собой изменение привычных моделей экономического и социального уклада государств. На волне этой тенденции ведущие страны мира, чтобы удержать лидерство, делают ставку на цифровизацию экономики. В этом процессе участвует и Россия, где развитие цифровой экономики объявлено одним из приоритетных направлений государственной политики и рассматривается как обязательное условие конкурентоспособности на современном глобальном рынке и стратегическая составляющая экономического суверенитета государства.

Цифровое настоящее

В многочисленных международных рейтингах, прямо и косвенно отражающих позиции цифрового развития стран, Россия занимает пока позиции, очень далекие от лидерских. Так, в одном из наиболее авторитетных исследований — рейтинге Индекс развития ИКТ (ICT Development Index, IDI), ежегодно выпускаемом Международным союзом электросвязи (МСЭ), по итогам 2017 года (последний из доступных на сегодня отчетов МСЭ) Россия по Индексу развития ИКТ заняла 45-е место (7,07 балла). При этом, как следует из отчетов МСЭ, Индекс развития ИКТ в России последнее десятилетие демонстрирует рост — с 4,42 по итогам 2008 года (значение IDI для России в 2016 году составляло 6,95). Однако в других государствах он растет еще быстрее. Лидерами IDI по итогам 2017 года стали Исландия (8,98 балла), Южная Корея (8,85 балла), Швейцария (8,74 балла), Дания, набравшая 8,71 балла, и Великобритания (8,65 балла).

По международному индексу цифровой экономики и общества (International Digital Economy and Society Index, I-DESI), который рассчитывается Генеральным директоратом коммуникационных сетей, контента и технологий Европейской комиссии для стран, не входящих в ЕС, в соответствии с методологией европейского Индекса цифровой экономики и общества 2018 года Россия среди 17 стран не членов ЕС, чьи показатели анализировались в исследовании, заняла 12-е место, опередив, правда, Китай, Турцию, Мексику, Бразилию и Чили. В общем мировом рейтинге I-DESI индекс России оказался выше минимального среднеевропейского показателя — на уровне Греции, Кипра и Болгарии.

В рейтинге самых инновационных стран мира, который регулярно составляет агентство Bloomberg — Bloomberg Innovation Index, Россия держится в окончательном списке самых инновационных экономик мира (в прошлом рейтинге в него в общей сложности было включено 50 стран. В Bloomberg Innovation Index 2019 их 60), но занимает там строчки третьего десятка. В рейтинге 2019 года ей отведено 27-е место (минус две позиции по сравнению с предыдущим рейтингом Bloomberg). Первое место в Bloomberg Innovation Index 2019 у Южной Кореи (многолетнего лидера этого рейтинга). За ней следуют Германия, Финляндия, Швейцария и Израиль.

В международном рейтинге цифровой конкурентоспособности — IMD World Digital Competitiveness Ranking, который третий год подряд в дополнение к своему рейтингу глобальной конкурентоспособности (IMD World Competitiveness Ranking) рассчитывает бизнес-школа IMD (Швейцария) по показателям 63 экономик мира, Россия хоть постепенно и улучшает свои позиции, но пока находится, скорее, ближе к концу списка. Так, в IMD World Digital Competitiveness Ranking 2017 наша страна была на 42-м месте, в 2018-м — на 40-м, а в опубликованном недавно рейтинге 2019 года переместилась на 38-е место. Пятерка самых конкурентоспособных стран в цифровой среде по версии IMD World Digital Competitiveness Ranking 2019 выглядит так: США, Сингапур, Швеция, Дания и Швейцария.

Эти и многие другие рейтинги, несмотря на разность их критериев и порой субъективность, диагностируют основные причины отставания России в развитии цифровой экономики. Среди них — недостаточно благоприятная среда для ведения инноваций, в том числе и в области правового регулирования, невысокий процент инвестиций в технологии и науку, низкий уровень применения цифровых технологий бизнес-структурами.

Есть ли у России шансы изменить ситуацию? Безусловно. Наши сильные стороны, что неоднократно отмечалось в тех же международных рейтингах, — образование и научно-исследовательский потенциал. За последние годы страна достигла большого прогресса в развитии электронного правительства, совершенствовании цифровой инфраструктуры, в обеспечении национальной кибербезопасности. Наконец, еще одно преимущество России — это высокая вовлеченность населения в цифровую экономику. Однако добиться технологического прорыва без участия государства невозможно. Это подтверждает и опыт стран, занимающих сегодня первые строчки международных рейтингов цифрового развития. Именно государственная власть там выступает основным драйвером цифровизации, реализуя системную политику в инновационной сфере, создавая институциональные условия и формируя инфраструктурные возможности для развития новых технологий, прямо или косвенно поощряя их коммерциализацию и стимулируя на них спрос.

Цифровая повестка

Ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере — одна из национальных целей развития современной России. Эту задачу призван решить национальный проект (программа) «Цифровая экономика».

Государственная программа «Цифровая экономика», легшая в основу одноименного национального проекта, была принята в России летом 2017 года — после послания Владимира Путина Федеральному собранию 1 декабря 2016 года. Тогда президент призвал задействовать все имеющиеся у России ресурсы, для того чтобы совершить рывок в развитии цифровой экономики, и дал указание разработать соответствующий программный документ. В 2018 году после нового майского указа президента, где среди национальных целей были обозначены обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере и ускорение технологического развития России, программа была преобразована и получила статус национального проекта (программы) со сроком реализации до 31 декабря 2024 года.

Финансироваться национальный проект должен из федерального бюджета и внебюджетных источников. Общая его стоимость — 1,627 трлн рублей (согласно его паспорту от 4 апреля 2019 года, опубликованному на сайте нацпрограммы), из них более 1 трлн — это средства федерального бюджета.

Среди целевых показателей нацпроекта — увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом (от базового значения в 1,7 до 5,1% в 2024 году), создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств (здесь, в частности, одна из целей — увеличение к 2024 году доли России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных с базовых 0,9 до 5%), использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Ставка на технологии

Нацпроект включает шесть ключевых направлений (федеральных проектов):         1. Направление «Нормативное регулирование цифровой среды» подразумевает нормотворческую деятельность по снятию первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики и созданию благоприятного правового поля для реализации в российской юрисдикции проектов цифровизации, а также разработку и реализацию законодательных инициатив, призванных создать условия для появления новой, более эффективной системы управления изменениями, в том числе с помощью развития регуляторных песочниц, площадок для технологического и организационного пилотирования новых цифровых технологий.

  1. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» нацелен на совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными специалистами.
  2. В федеральный проект «Информационная инфраструктура» включены мероприятия по созданию цифровой инфраструктуры передачи данных на основе российских разработок.
  3. В проект «Информационная безопасность» входят проекты по обеспечению ее устойчивости и защиты от киберугроз, повышению конкурентоспособности отечественных разработок и технологий информационной безопасности, построению эффективной системы защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности.
  4. Федеральный проект «Цифровое государственное управление» — это цифровая трансформация государственных услуг и сервисов, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства и внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
  5. Направление «Цифровые технологии» — одно из самых объемных и затратных в национальной программе. Это фокус на развитие сквозных технологий — революционных цифровых, радикально меняющих ситуацию на существующих рынках или способствующих формированию новых. К перечню таких технологий федеральным проектом отнесены системы распределенного реестра (блокчейн), большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, новые производственные технологии, промышленный интернет, технологии беспроводной связи, технологии VR и AR, компоненты робототехники и сенсорика, квантовые технологии.

Также предусмотрено, что по мере появления и развития новых высокотехнологичных направлений этот перечень может быть изменен. Вокруг сквозных цифровых технологий планируется выстраивать меры поддержки с привлечением институтов развития. Стимулировать создание проектов по разработке и внедрению отечественных продуктов, сервисов и решений, созданных на базе сквозных цифровых технологий, в ближайшие четыре года будут на основании специальных стратегических документов, разработанных экспертами и учеными, — дорожных карт. На сегодняшний момент их девять.

Трудности нормотворчества

Необходимость глубокой правовой реформы — один из ключевых вызовов цифровой экономики. В России, лишь недавно приступившей к такому нормотворчеству, нацпроект «Цифровая экономика» предполагает разработку и принятие нескольких десятков законопроектов, требующихся для создания благоприятных условий для внедрения передовых технологий. Однако темпы подготовки законодательной базы оставляют желать лучшего.

«Из 20 нужных законопроектов, определенных правительством в качестве приоритетных (и которые должны были быть внесены в Государственную думу. — Ред.), пока принят лишь один, и он внесен депутатами», — прокомментировал в конце мая председатель Государственной думы Вячеслав Володин промежуточные итоги нормотворческой работы по нацпроекту, призвав ускорить принятие законопроектов о цифровой экономике.

Единственный принятый документ, упомянутый спикером Госдумы, — это вступивший в силу 1 октября Закон о цифровых правах, создающий основу для регулирования отношений в сфере цифровой экономики. Закон закрепляет в Гражданском кодексе РФ понятие цифровых прав, их признаки и регулирует использование смарт-контрактов. Конкретные правила, которым должны соответствовать информационные системы, а также виды цифровых прав и особенности их эмиссии должны быть установлены специальными законами.

Среди них и нашумевший законопроект «О цифровых финансовых активах», находящийся в Госдуме с начала 2018 года и одобренный ею в первом чтении весной этого года, однако с тех пор так и не принятый. Ожидалось, что эти два документа определят правовой статус криптовалют в России, но пока этого не случилось. После серьезной доработки, которой подвергся законопроект о цифровых правах, из него были исключены положения о криптовалюте. Что же касается законопроекта о цифровых финансовых активах, который председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину и Госдуме доработать и принять до 1 ноября 2019 года, то работа над ним продолжается. Напомним, что в новой (но, возможно, не окончательной) версии, подготовленной ко второму чтению, уже отсутствовало понятие «криптовалюта». Это, вероятно, связано с тем, что российские власти так и не определились в позиции легализации или запрета криптовалют на территории страны.

ЖУРНАЛ БОСС, 11.10.2019

bossmag.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *