Высшая и последняя цель спасения человека – быть прославленным.

3 января, 2020 | от analytics | в категориях: Бог и человек, В поисках истины
Высшая и последняя цель спасения человека – быть прославленным.
Бог и человек
0

Слава – очень редкое и особенно ценное благо, высоко ценимое даже Богом.

Верующий живет в надежде получить «свободу славы детей Божиих».

Миллард Эриксон

«что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих». (Рим.8:21)

Слава и прославление.

Конечный этап процесса спасения называют прославлением. По словам Павла, те, кого Бог «предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего… а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29-30). Прославление — та точка, в которой сходятся учение о спасении и учение о последних днях, ибо оно имеет отношение не к этой жизни, а к грядущему миру. Эта тема обычно мало освещается в типовых учебниках по богословию, и еще меньше внимания ей уделяется в проповедях, но она имеет большое практическое значение, ибо дает верующему ободрение и укрепляет надежду.

У прославления несколько сторон. Оно относится как к индивидуальной, так и к коллективной эсхатологии. Оно подразумевает совершенствование духовной природы каждого отдельного верующего, происходящее после смерти, когда христианин приходит в присутствие Господа. Оно подразумевает также совершенствование тел всех верующих, которое произойдет во время воскресения при втором пришествии Христа. Оно подразумевает даже преобразование всего творения (Рим. 8:18-25).

Смысл понятия слава

Для понимания учения о прославлении нам надо определить сначала смысл термина слава, которым переводятся несколько библейских слов.

Одно из них — (kabod). Оно обозначает видимый атрибут, демонстрацию великолепия, богатства, блеска. Применительно к Богу оно относится не к какому-то конкретному свойству, а к величию всей Его природы. В Пс. 23:7-10 Бог назван Царем славы. Будучи Царем, Он окружен множеством слуг и отмечен необыкновенным великолепием и красотой.

В Новом Завете греческое слово «слава» передает идею блеска, великолепия, пышности и известности. Здесь слава, относившаяся в Ветхом Завете к Богу, распространяется на Иисуса Христа (Они же едины). Иисус молится, чтобы Отец прославил Его, как Он прославил Отца (Ин. 17:1-5). Слава Христа особенно проявилась в Его воскресении. Петр провозгласил, что Бог, воскресив Иисуса из мертвых, прославил Того, Кого иудеи отвергли (Деян. 3:13-15). Здесь речь, несомненно, идет о славе земной, ибо небесная слава Христа – безмерна в своем объеме и великолепии, поскольку она априорно присуща Его божественному естеству.

А вот земная слава очень даже была нужна для зарождающейся новой церкви, для укрепления авторитета Благой вести Иисуса Христа. Не случайно в своем первом послании Петр также писал об «уверовавших чрез Него [Христа] в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1 Пет. 1:21). Павел заявил, что «Христос воскрес из мертвых славою Отца» (Рим. 6:4); он также писал о славном теле Христа после воскресения (Флп. 3:21). Прославление Христа Павел видел и в Его вознесении — Он «вознесся во славе» (1 Тим. 3:16). Кроме того, апостолы проповедовали, что Христос вознесен одесную Бога (Деян. 2:33; 5:31).

Второе пришествие Христа тоже будет демонстрацией Его славы. Иисус Сам нарисовал яркую картину Своего возвращения: «Все племена земные увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30); когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25:31). Одно из прощений первосвященнической молитвы Иисуса состояло в том, чтобы ученики увидели Его грядущую славу: «Чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:24). Павел писал о «блаженном уповании и явлении славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). Иными словами, зарождающаяся Церковь через славу Спасителя получила мощный ресурс авторитета, святости, легитимности, который во многом предопределил ее невиданный и неожиданный для многих противников успех.

Но слава Библейского Бога была не абстрактным, недоступным, потусторонним сиянием Божественного совершенства, она была конкретным, ожидаемым, обещанным благом для детей Божиих. На славу Бога рассчитывали верующие Ветхого и Нового Заветов. Эти эсхатологические ожидания представлены надеждой и целью верующего как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Самое ясное выражение в Ветхом Завете находим в Пс. 72:24: «Ты руководишь меня советом Твоим, и потом примешь меня во славу». Это обещание будущего благословения — Божий ответ на отчаянную жалобу псалмопевца по поводу внешнего благополучия и процветания нечестивых.

Новый Завет тоже рисует грядущую славу неизмеримо более высокой по сравнению с нынешними страданиями праведников. В Рим. 8:18 Павел пишет: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Аналогичное заявление он делает во 2 Кор. 4:17: «Ибо кратковременное легкое страдание, наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Петр тоже связывает нынешние страдания с грядущим раскрытием славы. Будучи «свидетелем страданий Христовых и соучастником в славе, которая должна явиться», он призывает пастырей пасти стадо так, чтобы получить «неувядающий венец славы… когда явится Пастыреначальник» (1 Пет.5:1, 4).

Прославление верующего

Еще раз подчеркнем, что прославлен будет не только Христос, но и все истинные верующие. Новый Завет показывает несколько аспектов спасения христианина в будущем. Павел пишет: «Мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23). Заключительный этап в процессе спасения — наследие, гарантированное Святым Духом: «В Нем [Христе] и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1:13-14).

Петр тоже писал о наследии: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Пет. 1:3-5). Кроме того, Новый Завет обещает спасение от Божьего гнева во время суда: «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его» (Рим. 5:9-10). Короче говоря, верующего ждет великое переживание, включающее в себя усыновление Богом, искупление тела, незапятнанное наследие, гарантированное Духом, спасение от Божьего гнева.

Прославление души и духа.

Но что конкретно повлечет за собой прославление верующего? Одним из его аспектов будет полное и окончательное оправдание верующего. Оправдание, уже наступившее в момент обращения, очевидным образом проявится в будущем. В этом смысл стихов Рим. 5:9-10, приведенных в предыдущем абзаце. В главе 8 Павел размышляет о будущем суде и задается вопросом, кто может обвинять избранных. Учитывая факт, что Христос умер за нас и сейчас ходатайствует за нас, этого не может делать никто (Рим. 8:33-34). Ни настоящее, ни будущее не может отлучить нас от Божьей любви в Иисусе Христе (Рим.8:38-39). Суд будет окончательным объявлением оправданного положения верующего (Мф. 25:31-46). Как студент, хорошо подготовившийся к экзамену, христианин ожидает судного дня не со страхом, но с надеждой, зная, что результат будет положительным.

При прославлении придет также моральное и духовное совершенство личности. То есть уже при жизни начнется процесс преображения-освящения личности как реальная передача Божественной славы освящаемым. Одно из самых ясных заявлений на этот счет содержится в Кол. 1:22: «Ныне примирил в теле плоти Его, смертью {Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою». О будущей непорочности читаем также в Еф. 1:4 и Иуд. 24. О неповинности упоминается в 1 Кор. 1:8. Павел молится, чтобы любовь филиппийцев «еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Флп. 1:9-11). Наше моральное и духовное совершенствование произойдет отчасти, благодаря удалению искушения, ибо источник греха, зла и искушения будет окончательно побежден (Отк.20:7-10).

Грядущее прославление принесет также полноту знания. В 1 Кор. 13:12 Павел противопоставляет несовершенное знание, которым мы обладаем сейчас, будущему совершенству: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». На смену ограниченному пониманию, которым мы отличаемся сейчас, придет гораздо более полное осмысление, переходящее в мудрость. Наше знание возрастет, потому что мы увидим Господа; нам уже не придется больше довольствоваться чтением рассказов, записанных людьми, которые знали Его во время земного служения. Как писал Иоанн, «возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).

Прославление тела

До сих пор мы вели речь о том, что можно назвать прославлением души (духовного аспекта человеческой природы). Но будет и прославление тела (физического аспекта). Это произойдет в связи с воскресением верующего.

При втором пришествии Христа все, кто умер в Господе, восстанут из мертвых и преобразуются вместе с живущими в это время верующими. Об изменении тела верующего говорится, в частности, в трех местах. Павел пишет: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3:20-21). Слово «сообразно» указывает, что наши тела будут подобны по форме телу Христа. Во 2 Кор.5:1-5 Павел представляет наше будущее тело как вечное по своей природе, как исходящее не от человека, а от Бога. Смертное будет поглощено жизнью (2 Кор. 1:4). Третье место — 1 Кор. 15:38-50. Павел проводит сравнение между телом, которое у нас будет, и телом, которое у нас есть сейчас:

  1. Нынешнее тело тленно, подвержено болезни и смерти; тело после воскресения нетленно, невосприимчиво к болезни и разложению.
  2. Нынешнее тело сеется в уничижении; тело после воскресения будет славным.
  3. Нынешнее тело немощно; тело после воскресения будет сильным.
  4. Нынешнее тело — физическое или душевное; тело после воскресения будет духовным.

Павел отмечает, что великое изменение при пришествии Христа будет мгновенным: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15:51-52). Бернард Рамм комментирует это следующим образом: «Короче говоря, четыре позитивных свойства воскресшего тела можно приравнять к прославлению тела. Это прославление — не какой-то процесс или рост, оно происходит внезапно и резко в конце времен».

Прославление творения

Наконец, следует отметить взаимосвязь между прославлением верующего и обновлением творения. Человек — часть творения, поэтому его грехопадение отразилось не только на нем самом, но и на всем творении (Быт. 3:14-19). Сейчас творение покорилось суете (Рим. 8:18-25). Но Павел говорит нам, что «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:21). Более конкретно природа грядущего преобразования показана в Отк. 21:1-2: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». В это время Бог объявит: «Се, творю все новое» (Отк. 21:5). Первым жилищем человека был райский Едемский сад; его конечное жилище тоже будет совершенным — новый Иерусалим. Частично прославление человека будет выражаться в предоставлении ему совершенного места обитания. Оно будет совершенным, поскольку там пребывает слава Божья.

В этой жизни верующие порой скорбят и страдают из-за чувства своей неполноты. Но у них есть твердая надежда. Учение о неотступности святых гарантирует, что они никогда не утеряют спасения. А учение о прославлении обещает, что впереди их ждет нечто лучшее. Мы станем такими, какими нам предназначил быть Бог. Частично наше прославление будет связано со смертью и выходом из ограничений земного существования, частично со вторым пришествием Христа. Наше будущее совершенство и наша будущая полнота не вызывают сомнений.

О Господи! В Тебе вся полнота.
Не значат ничего мои дела.
Прощение дала мне Кровь Твоя,
Теперь Тобою весь исполнен я.

Оправдан я, спасен и освящен.
Да будешь Ты вовек благословен!
Прощение дала мне Кровь Твоя,
И верю: как и Ты, прославлен буду я.

(Джеймс М. Грей)

Миллард Эриксон, Христианское богословие. Издательство «Библия для всех», 2009, стр.1088. С-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *