Россияне-покупатели сильно экономят: половина их покупок — это товары по скидкам.

30 ноября, 2018 | от analytics | в категориях: Социология
Россияне-покупатели сильно экономят: половина их покупок — это товары по скидкам.
Социология
0

Экспертиза: в России тренд на потребительском рынке задают нездоровые макроэкономические условия.

Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов

Очевидно, что новые технологии изменили ландшафт потребительского рынка: развиваются службы доставки, интегрированные с платформами вроде Amazon и Alibaba, прежде всего в Западной Европе и США, с их развитой логистикой и короткими расстояниями от склада до потребителя. И одновременно современный потребитель сам ищет различные товарные предложения, появление смартфонов помогло с доступом к информации. Что это значит? Очень просто: еще десять лет назад в «черную пятницу» потребителя можно было запутать с ценой, сначала поднять ее, а затем сбить, изображая скидки. Сегодня это невозможно. Молодой покупатель в два-три клика заходит на агрегатор и находит стоимость интересующего товара у разных поставщиков.

Насколько эти изменения носят принципиальный характер? Трудно сказать. В России тренд на потребительском рынке задают макроэкономические условия, а они, мягко говоря, не слишком хороши. Начиная с 2013 года у нас практически отсутствует экономический рост. В 2015–2016 годах этот показатель был отрицательным, в 2017-м мы вышли на символический плюс, в этом году рост составит 1,5–1,8 процента, а на следующий в самом лучшем случае обещают 2–2,5 процента, но может не быть и этого. Для простого потребителя такая турбулентность означает сокращение реальных доходов и снижение покупательной способности.

Россияне сильно экономят, в середине этого года уже половина того, что мы покупали в супермаркетах, было в рамках акций, спецпредложений и желтых ценников, то есть по сниженным ценам.

Это и есть цвет наших настроений. Даже те, кто может позволить себе больше (например, верхний средний класс), все равно находятся под давлением этих обстоятельств и ведут себя аккуратно. В моду вошла умеренность, а показное потребление больше не актуально. Это, кстати, может сказаться и на нынешних распродажах. По оптимистичным прогнозам, рост сопоставимых продаж в нынешнем году достигнет 25 процентов. Однако не исключен и вариант, что эта «черная пятница» проиграет предыдущей.

Стоит сказать и несколько слов по поводу миллениалов, а также связанной с ними экономики совместного потребления. Часть молодежи из крупных российских городов действительно вовлечена в эту модную тенденцию, но вот ее масштабы я бы не преувеличивал. Например, в Москве сегодня порядка 4–5 тысяч каршеринговых машин. Еще пару лет назад их было менее тысячи — и вдруг такой рост. Однако сравните: традиционных такси в городе от 60 до 150 тысяч машин. Надо ли уточнять, что по сравнению с ними каршеринг — лишь капля в море. Боюсь, тот же эффект можно наблюдать и в других странах: каршеринг сегодня используют не вместо личного автомобиля, а вместе с ним. Похожая ситуация и, к примеру, с сервисами по съему жилья.

Приходится констатировать: феномен совместного потребления возник от невысокого достатка тех, кто им пользуется. Если бы каждый миллениал мог остановиться в пятизвездочном отеле, стал бы он жить в чужих комнатах и квартирах?

Журнал «Огонёк» №45 от 26.11.2018, стр. 4.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *