Кто такой Святой Дух: личность или влияние.

9 августа, 2018 | от analytics | в категориях: Бог и человек, В поисках истины
Кто такой Святой Дух: личность или влияние.
Бог и человек
0

Р. Б. Дехтяренко, д-р богословия.

Если бы вас спросили: «Действительно ли Иисус Христос — Личность, и имеете ли вы личное общение с Ним?», вы бы без сомнений или колебаний ответили: «Конечно, Он очень реален для меня». Если бы вас спросили: «Действительно ли Бог Отец — это Личность, и имеете ли вы личное общение с Ним?», вы бы, возможно, с немного меньшей уверенностью ответили: «Да, я знаю, что Бог — это Личность, и хотя я чувствую себя ближе и более глубоко связанным с Господом Иисусом Христом, я всё же признаю, что общение с Богом Отцом возможно». Если же вас спросить: «Действительно ли Святой Дух — Личность, и осознаёте ли вы личные отношения с Ним?», то вы, вероятно, скажете: «Я никогда не осознавал какого-либо личного общения со Святым Духом», или «Как может человек иметь общение со Святым Духом?»

Поскольку мы представляем учение, что Святой Дух — это Личность, то вы можете подумать, что рассматриваемый предмет лучше всего подходит для богословской аудитории. Однако никакое последующее изучение великих доктрин о труде Святого Духа не будет иметь лично для вас большого значения, если вы не поймёте, что мы рассматриваем Того, Кто является такой же Личностью, как Бог Отец или Бог Сын. Святой Дух так же обладает свойствами личности, как и мы с вами.

При изучении этих важных доктрин желание автора не только в том, чтобы просветить ваш ум, для того чтобы вам интеллектуально усвоить истину Слова; желание автора — поставить вас лицом к лицу с Личностью, чтобы вы наслаждались общением с Ним. Личность может иметь общение только с другой личностью.

Поэтому мы начинаем наше изучение служения Святого Духа с рассмотрения вопроса «Святой Дух — это Личность или влияние?», чтобы вы знали, что Он обладает всем, что составляет личность. Мы можем иметь общение с Ним, слушать Его слова, любить Его и повиноваться Ему.

Спустя несколько столетий после смерти Христа жил человек, который стал известным своими еретическими взглядами. Его звали Арий. Он говорил, что Святой Дух является только проявлением энергии Бога. Поскольку Бог Отец — это Личность, то Его личные качества могут проявляться, и это проявление Личности Отца — действующая энергия, которая исходит от Отца. Следовательно, Арий отрицал истинную Личность третьего Лица Троицы, Святого Духа. Хотя в 325 году по Р.Х. на Никейском Соборе это толкование было осуждено как еретическое толкование и еретическое учение, тем не менее оно не перестало существовать. После Реформации Социний подхватил осуждённую ересь Ария. Он отрицал Личность Святого Духа и сделал следующий шаг, сказав, что Дух — это вечно действующая энергия Бога. Так как Бог вечен и Он как Личность всегда проявлял силу, то этим вечным проявлением Его силы был Дух Божий. Эта доктрина стала основанием для унитаризма и других движений, которые отрицают Троицу. Это толкование, которое осуждается Словом Божьим и которое в истории Церкви считалось еретической доктриной. Что же тогда служит основанием для понятия, что Святой Дух — это влияние, сила, энергия, а не Личность?

Данное понятие базируется, главным образом, на том факте, что греческое слово, которое переведено как «дух», — среднего рода. Греческое слово пнеума обозначает «дух» или «воздух». Оно знакомо нам по современным словам «пневматика», «пневматический». Вы едете на пневматических шинах, шины надуваются пнеума — воздухом, или дыханием. Поскольку слово пнеума среднего рода, переводчики Библии иногда при переводе для обозначения Духа использовали местоимение «это». Например, в некоторых английских переводах текст Рим. 8:26 читается так: «Дух — это ходатайствует за нас…» Изза этой случайности в английском переводе многие думали, что Святой Дух не «Он», а «это». «Это» не может быть личностью. Именно от такого перевода произошло много лжеучений.

Так вот, при переводе текста с языка оригинала мы обнаруживаем странную вещь. Хотя слово «дух» (или пнеума) среднего рода, есть случаи, где используется местоимение мужского рода. В Иоан. 14:26 мы читаем: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё [греч. «Он», то есть Святой Дух], научит вас всему…» Единственная причина, почему в греческом тексте могло использоваться местоимение мужского рода «Он» в отношении существительного среднего рода пнеума (дух), состояла в том, что было признано, что Святой Дух был не влиянием или силой, а Личностью. Следовательно, в отношении Духа должно использоваться местоимение мужского рода. В Иоан. 16:13-14 мы снова находим то же самое: «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам». Для многих это может показаться технической и относительно незначительной подробностью, однако это очень важное соображение. По самому тексту оригинала мы видим, что из-за того, что греческое слово пнеума (дух) — существительное среднего рода, не следует делать вывод, что Святой Дух не Личность.

Давайте исследуем несколько мест Священного Писания, которые весьма убедительно показывают нам, прежде всего, что Святой Дух — это Личность и, во-вторых, что Святой Дух — Бог. Обычно категории личности делятся на три сферы: интеллект, эмоции и воля. С помощью интеллекта человек может знать, думать и понимать. С помощью эмоций человек может чувствовать и любить. С помощью воли человек может принимать решения и действовать. Вы можете доказать, что вы личность, потому что вы думаете, потому что любите и потому что своей волей приводите что-то в действие. Если мы можем видеть из Слова Божьего, что Святой Дух имеет эти способности, то должны заключить, что Он Личность.

ЛИЧНОСТЬ СВЯТОГО ДУХА

Кто или что такое Святой Дух? Некоторые рассматривают Его как олицетворение святой силы, в том же самом смысле, как они рассматривают сатану как олицетворение злой силы. В таком случае и Святой Дух, и сатана не рассматриваются как обладающие личностью сущности. Другие рассматривают Духа как Божью энергию, безличную силу или влияние, которое Бог использует, чтобы приводить в действие Свою волю во вселенной.

Влияние восточных религий и их вера в пантеизм (представление, что Бог — это всё, а всё — это Бог) заметны в кинотрилогии «Звёздные войны». Приказ «чувствовать силу» означал, что Люк Скайвокер должен был ощутить своё единство с вечной энергией, которая пронизывает вселенную и всю жизнь.

Эту энергию, этот смысл единения с божеством можно было объяснить, как проявление духа, который приводит в действие жизнь.

Ошибочная доктрина модализма учит, что Бог — это Одна Сущность, проявляющаяся в трёх видах (модальностях): Отец, Сын и Святой Дух. Эта позиция отрицает вечное существование трёх отдельных Лиц в одной Божественной Сущности. В монотеизме, который отвергает учение тринитаризма, Святой Дух рассматривается просто как вид или проявление Бога. Защитники монотеизма часто используют наглядный пример воды в её трёх состояниях: жидкости, пара и льда. Однако вода не может одновременно быть жидкостью, паром или льдом и изменяться из одной формы в другую. Кроме того, Бог не существует иногда как Отец, иногда как Сын, а иногда как Святой Дух. Также Отец не изменяется в Сына, или Сын в Дух.

С другой стороны, унитарный монотеизм верит в одну Божественную Сущность и в одну вечную Личность, а именно, в Бога Отца. Согласно этому взгляду, Иисус Христос рассматривается просто, как Человек с сильным Божественным сознанием, а Святой Дух уменьшён до обозначения деятельности Бога в мире. Таким образом, унитарный подход отрицает Личность Святого Духа.

Евангельские верующие верят в тринитарный монотеизм. Мы верим в Единого Бога, вечно существующего, или сущего, в трёх Личностях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Мы верим в единственность этих трёх Личностей в одной Божественной Сущности. Мы также утверждаем, что Отец — это не Сын или Дух, что Сын — это не Отец или Дух, и что Дух — это не Отец или Сын. Мы утверждаем вечную и отличительную Личность Отца, Сына и Святого Духа.

Синклер Фергюсон правильно заметил: «Ибо, в то время как Его труд признаётся, Сам Дух остаётся для многих христиан неизвестным, безликим аспектом Божественной Сущности». Некоторые богословы называют Святого Духа забытой или неизвестной Личностью Божества. Однако Святой Дух — это реальная, Божественная Личность, и мы должны желать знать Его лучше.

Р. Б. Дехтяренко, Святой Дух: сущность, служение, пребывание, действие. Славянское Евангельское Общество, 2008.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *