Политическое будущее мира — напряжение возрастает: американская разведка смотрит в будущее.

14 мая, 2017 | от analytics | в категориях: Политика и экономика, События в мире
Политическое будущее мира — напряжение возрастает: американская разведка смотрит в будущее.
Политика и экономика
0

ГРИБИН Николай Петрович – доктор юридических наук, профессор Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России.

В разделе «Ближайшее будущее: напряжение возрастает» также с перспективой на 5 лет излагаются соображения по поводу развития важнейших регионов и ведущих государств мира с учетом упомянутых глобальных трендов, которые, по мнению экспертов НРС, несут в себе «вызов системе управления», изменяют «природу власти» и оказывают влияние на все стороны жизни государств на предстоящие годы.

Как считают авторы Прогноза, напряжение внутри ряда стран будет возрастать по причине того, что их население все более решительно будет ставить перед своими правительствами фундаментальные вопросы, связанные с ожиданиями решения насущных проблем «в этом постоянно изменяющемся мире». В свою очередь, подобная «динамика внутреннего развития» отдельных государств, по оценке авторов Прогноза, усиливает напряжение, в т.ч. и на международном уровне, повышая риски конфликтов между странами.

Эксперты НРС, обращая внимание на такие «мировые тенденции», как ослабленная («спотыкающаяся») Европа, неопределенность в отношении роли в мире Соединенных Штатов, ослабление внимания к проблеме предотвращения конфликтов и нормам соблюдения прав человека, делают вывод, что в этой обстановке для Китая и России «возникают дополнительные возможности» (существо которых при этом не определяется). На этом же основании строится предположение о новом витке напряженности между Эр-Риядом и Тегераном, Исламабадом и Дели, Пхеньяном и Сеулом.

В Прогнозе выражается мнение, что в ближайшие 5 лет Европа столкнется с рядом «дополнительных шоковых ситуаций», связанных с тем, что ее институты (видимо, имеется в виду Евросоюз и вся система его управления) сегодня не соответствует вызовам как в экономической сфере, так и в области безопасности.

Разочарование европейского населения миграционной политикой своих правительств на фоне увеличения миграции как внутри самой Европы, так и в Европу, а также последствия выхода Великобритании из ЕС стимулируют развитие региональных и сепаратистских движений в ряде европейских стран. Все это, видимо, станет причиной усиления нативизма и выбора в пользу решения национальных задач.

Как считают эксперты НРС, проблема старения европейского населения негативно скажется на состоянии экономики, переориентирует потребление в сторону услуг, например, в область медицины, в ущерб производству промышленных товаров и инвестициям. Сокращение молодого трудоспособного населения приведет, в свою очередь, к сокращению производства, активизирует дебаты в пользу иммиграции как способа восстановления численности рабочей силы.

Авторы Прогноза приходят к выводу, что будущее Евросоюза будет зависеть от его способности реформировать свои институты, создать рабочие места, возродить доверие к элите и снять беспокойство общества по поводу того, что иммиграция представляет собой серьезную угрозу национальной самобытности.

Эксперты НРС делают довольно жесткие комментарии в отношении будущего США, высказывая мнение, что ближайшие 5 лет станут для Соединенных Штатов «проверкой на живучесть». Так же, как и в Европе, «тяжелые экономические времена» выявили социальный и классовый раздел общества, породили сомнение в «американской мечте». При этом отмечается, что в последние годы в целом благосостояние американского населения заметно упало. Число работоспособных мужчин в возрасте от 25 до 54 лет достигло самого высокого уровня со времен Великой депрессии, средний доход населения в 2015 г. вырос всего на 5% при высоком уровне инфляции.

Несмотря на признаки некоторого экономического улучшения, вызовы для Соединенных Штатов, как отмечается в Прогнозе, останутся весьма серьезными. В качестве факторов, которые будут оказывать негативное влияние на общее положение в стране, отмечается потеря доверия американцев к своим лидерам и в целом к институту власти, поляризация политической жизни, сдерживание роста правительственных доходов. Серьезное негативное влияние на рынок труда окажет развитие робототехники и искусственного интеллекта.

Тем не менее, как считают эксперты НРС, Вашингтон сохранит за собой роль глобального лидера. Инновации в государственном и частном секторе, гибкие условия финансового рынка, сбалансированная демографическая политика, разумный риск в бизнесе будут, по мнению авторов Прогноза, как это не раз было в истории, «способствовать возрождению величия Америки».

В этой части Прогноза эксперты НРС задаются довольно необычным для подобных исследований вопросом: «Запад уходит в себя?» И, отвечая на этот вопрос, они высказывают, как представляется, вполне разумные соображения. В частности, они считают, что лидеры «промышленных демократий» Северной Америки, Европы, Японии, Южной Кореи и Австралии будут искать возможности восстановить значение благосостояния среднего класса, в результате чего западный мир будет замкнут в себе в гораздо большей степени, чем это было в последние десятилетия. Это, в свою очередь, приведет к отказу от дорогостоящих иностранных экспериментов в пользу решения таких внутренних проблем, как снижение налогов, демография, здравоохранение.

Еще более определенно делается вывод, что будущее Европейского союза как глобального мирового игрока «представляется весьма туманным». В течение, по крайней мере, ближайших 5 лет необходимость реструктуризации европейских отношений в свете решения Великобритании о выходе из ЕС ослабит как региональное, так и трансатлантическое сотрудничество.

Что касается роли Соединенных Штатов в решении мировых проблем, то, как предполагают эксперты НРС, все будет зависеть от того, какие именно решения смогут США предложить миру и какие решения своего правительства поддержит население США. В любом случае мировая общественность, по оценке авторов исследования, будет ожидать от Вашингтона сигналов компромисса и сотрудничества, особенно в области мировой торговли, реформы налогов, подготовки специалистов в области высоких технологий, расовых отношений.

Аналитики НРС прогнозируют дельнейший рост экономики Китая, ориентированной на производство товаров широкого потребления. Вместе с тем предполагается, что чем больший акцент руководство КНР будет делать на государственную форму предприятий в экономике, тем большим будет риск «финансовых шоков», что вызовет сомнение в способности Пекина управлять экономикой.

В стиле предыдущих аналогичных прогнозов эксперты НРС излагают свои соображения по поводу будущего развития положения в Российской Федерации. По их мнению, в случае «провала тактики Кремля» (национализм, модернизация армии, «бряцание» ядерным оружием, международные обязательства) в России возникнут серьезные внутренние проблемы, которые использует в своих целях национальная элита, неудовлетворенная политикой руководства страны.

Несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации, в целом, как отмечается в Прогнозе, положение в этой сфере в России остается тяжелым. В частности, предполагается, что продолжительность жизни мужского населения останется самой низкой среди промышленно развитых стран, а в будущем ситуация будет ухудшаться.

Авторы Прогноза отмечают вероятное совпадение в ближайшие годы геополитических интересов Москвы и Пекина в целом ряде областей, что будет оставаться важным фактором мировой политики. Претензии двух государств на право региональных сфер влияния будет продолжать вызывать недовольство Соединенных Штатов. Вместе с тем предполагается, что в определенных областях, в основном в экономике, отношения между Китаем и Москвой могут вступить в стадию обострения.

Предполагается, что «самоуверенность» России усилит антироссийские настроения в Балтийских государствах и, вероятно, в других регионах Европы. Одновременно предполагается, что Москва будет «испытывать на прочность» евроатлантическую солидарность и будет стремиться использовать в своих целях возникающие между Соединенными Штатами и Европой разногласия. Подобным образом, как считают эксперты НРС, Москва будет действовать на Ближнем Востоке и в тех регионах мира, в которых она считает возможным «проверять на прочность американское влияние». Россия, по оценкам аналитиков НРС, будет продолжать рассматривать ядерное оружие в качестве фактора сдерживания и противодействия боле мощным армиям, одновременно позиционируя себя в качестве супердержавы.

Отдельный раздел исследования авторы «Глобальных тенденций» отводят проблемам терроризма.

Эксперты НРС подчеркивают, что террористическая угроза как средство и мотивация государств, отдельных групп и индивидов достижения своих интересов будет возрастать. Затяжные конфликты и возможности информационных технологий дадут террористам дополнительную возможность вовлекать в свою деятельность все большее число людей и действовать в более широком диапазоне. Опасность разрушения государственных структур, главным образом в Ближневосточном регионе, также будет продолжать создавать условия для деятельности экстремистов. Жесткое соперничество между Ираном и Саудовской Аравией будет «подливать масло в огонь» шиитско-суннитского противостояния. Отдельные группы экстремистов будут продолжать использовать лозунг о «западной гегемонии», мотивируя своих сторонников на борьбу с «далеким врагом».

Несмотря на изменение географии распространения регионального терроризма, прогнозируется подъем насилия религиозного национализма, а противостояние между шиитами и суннитами еще больше осложнит ситуацию, которая скорее всего не ослабнет вплоть до 2035 г.

Крайне пессимистично авторы Прогноза оценивают перспективы создания «мирового порядка», подчеркивая тенденцию подчинения международных организаций интересам ведущих мировых держав. Проблемы, возникающие на пути реформирования международных организаций, в частности Совета Безопасности ООН, ставят под сомнение возможность имплементации гражданских и политических прав. Высказывается мнение, что нормы международного права будут поставлены под угрозу, если такие мировые игроки, как Россия, Китай, а также такие формирования, как ИГИЛ, будут «перекраивать» регионы и подстраивать международное право под свои интересы.

Отдельную главу Прогноза эксперты НРС посвятили более подробному, чем это было сделано в основной части исследования, описанию 3-х сценариев вероятного развития мировых процессов на ближайшие 20 лет, условно назвав эти сценарии «Острова», «Орбиты» и «Сообщества».

По замыслу авторов Прогноза, в этих сценариях предполагается выстроить модель развития мировых процессов на национальном («острова»), региональном («орбиты») и транснациональном («сообщества») уровнях. При этом авторы Прогноза признают, что ни один из предлагаемых сценариев не может рассматриваться как наиболее предпочтительный, и все они взаимосвязаны.

Сценарий «Острова» построен на предположении того, что правительства ведущих мировых держав, потерпев неудачу в попытке справиться с негативными тенденциями развития глобальных мировых проблем, будут придерживаться политики изоляционизма, сосредоточатся на создании более благоприятных условий для стимулирования своих национальных экономик, прежде всего развивая свою национальную промышленность и создавая дополнительные рабочие места, став таким образом «островами в море нестабильности».

В сценарии «Орбиты» будущее представляется под углом зрения проблем, которые порождены стремлением ведущих мировых государств закрепить свои сферы влияния, вместе с тем уделяя должное внимание положению в своих странах. Аналитики НРС рассматривают варианты того, как тенденции развития национализма, изменение характера конфликтов, появление новых разрушительных технологий и ослабление международного сотрудничества могут увеличить риск возникновения межгосударственных конфликтов.

Ключевым элементом сценария «Орбиты» является соперничество крупных держав в определении сфер своего влияния и их ставка на укрепление внутренней стабильности.

С учетом того, как было отмечено выше, что доклад «Глобальные тенденции: парадокс прогресса» был опубликован буквально за 2 недели до инаугурации Дональда Трампа, в определенном смысле назидательно сформулирован последний абзац этого сценария: «Следующий президент США должен будет иметь дело с миром, в котором попрежнему будет сохраняться геополитическое соперничество, но в котором ведущие мировые державы в интересах самосохранения научились сотрудничать в тех областях, где они имеют общие интересы».

Третий сценарий «Сообщества» предлагает рассматривать развитие мировых процессов под углом зрения проблем управления. Авторы Прогноза считают, что правительства в целях решения возникающих вопросов нуждаются в такой политике и методах управления, которые обеспечат частно-государственное партнерство на различных уровнях управления – городском, негосударственных организаций (НКО), гражданских обществ.

В Прогнозе подчеркивается, что в мире, где неожиданности «бьют жестче и чаще», наиболее успешными окажутся те мировые акторы, которые проявят необходимую гибкость, что позволит им лучше адаптироваться к изменившимся условиям, продемонстрировать стойкость перед лицом неприятностей и быстро восстанавливаться после совершенных ошибок.

Авторы Прогноза делают попытку определить факторы, увеличивающие способность государства преодолевать трудности. К таким факторам они относят:

1)       управление (способность правительства обеспечить население товарами и услугами, развитие политического плюрализма, укрепление верховенства закона, обеспечение поддержки со стороны населения);
2)       экономику (диверсификация экономики, управляемый государственный долг и адекватные финансовые резервы, сильный частный сектор);
3)       социальную систему (подготовленное, интегрированное и законопослушное общество);
4)       инфраструктуру (развитая инфраструктура на случай чрезвычайных ситуаций, включая альтернативные виды источников энергии и коммуникации, обеспечение здоровья населения, развитую финансовую систему);
5)       безопасность (высокий уровень вооруженных сил, действенное и вызывающее доверие законодательство, «добрые отношения» между армией и гражданским населением);
6)       географию и окружающую среду (государства с большей территорией земли, разнообразием животного и природного мира, чистым воздухом, продуктами и водой будут более успешными в борьбе со стихийными бедствиями).

«Власть», 2017 № 04.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *