Российская экспедиция полна решимости открыть тайны курильского острова Матуа.  

14 мая, 2016 | от analytics | в категориях: Новые идеи, изобретения, Резонанс
Российская экспедиция полна решимости открыть тайны курильского острова Матуа.  
Новые идеи, изобретения
0

3 мая 2016 года экспедиция представителей Минобороны, Русского географического общества, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота (ТОФ) прибыла на курильский остров Матуа, чтобы исследовать объекты, оставшиеся от мощной японской группировки времен Второй мировой войны. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Восточного военного округа.

«Матуа» в переводе с языка айнов означает «Маленькие горящие заливчики». Остров этот расположен в средней части Курильской гряды между островами Райкоке и Расшуа. Большую часть его территории занимает вулкан Сарычева (1497 м.), который известен своими частыми кратковременными, но сильными извержениями, зарево от которых видно за 150 км от острова.

Имя своё вулкан получил в честь почётного члена Петербургской Академии, адмирала Г.А. Сарычева. Этот полярный исследователь первым наиболее точно установил положение острова Матуа.

С 1760 года известно не менее десятка извержений вулкана, названного его именем. В 1946 г. взрывной волной ужасающей силы вулканические бомбы выбросило через пролив Двойной (1,6 км) на остров Топорковый. Пепел извержения достиг Петропавловска-Камчатского. Раскалённые лавины в тот год стекли в бухты, сформировав три новых мыса.

А в 1924 г. около острова Топоркового, находящегося вблизи Матуа, были замечены два бьющих столба пара. Это из глубины морских вод извергались два вулкана, вершины которых находятся на 150 м. ниже уровня океана. Кстати, остров Топорковый получил своё название из-за того, что является излюбленным местом обитания топорков.

Несмотря на близость весьма беспокойного и грозного «соседа», айны с незапамятных времён обустраивали на Матуа свои жилища, которые располагались на берегу единственного пресного ручья. Правда, последние айнские семьи японцы переселили на Шикотан и в начале ХХ века оборудовали на Матуа рыболовные станы, звероводческую станцию и морской заповедник. Тогда здесь были сооружены сторожевой пост, метеостанция, синтоистский храм, а в годы Второй мировой военные укрепления.

Самый южный мыс острова Матуа носит название Юрлова по имени шкипера, который входил в состав Второй Камчатской экспедиции и перезимовал на острове в 1756-1757 гг. Правда, в карты закралась опечатка, и теперь это место часто называют мысом Орлова.

Здесь находится больше всего фортификационных укреплений, количеством которых мыс напоминает крепость. На его верхней террасе через каждые 40 м. расположены четыре дота. Такая же картина из дотов и окопов на самом крупном из островов Дробных, дугой окаймляющих мыс. Отсюда открывается потрясающий вид на вулкан Сарычева. А на скалистых островках, расположенных поблизости мирно отдыхают краснокнижные тюлени-антуры. За мысом берег уходит в северо-западном направлении, валуны переходят в песчаные пляжи, скалистые обрывы заменяют покрытые дёрном менее крутые склоны.

В другой стороне острова гигантская волна, проникшая вглубь пологого побережья бухты Айну, принесла и нагромоздила огромные стволы деревьев, смыла слой грунта и открыла входы в старые полузатопленные штольни. Подобные сооружения пробиты в скалах по всему острову.

Примерно третью часть подножия вулкана занимают низкорослые кустарники. Свой карликовый рост, не более метра, они, очевидно, компенсируют необыкновенной плотностью. Заросли такие густые, что не продерешься. На высокогорье начинается полоса альпийских лугов. А ещё выше неустойчивый шлак и камни. На предвершине гидросольфаторы обильно выбрасывают в воздух струи водяного пара. Кратер, из которого с шипением и гулом вырываются сернистые газы, до краев заполнен лавой. С юго-восточной стороны его стенки возвышаются над его кипящим нутром на 40 м. С восточной стороны они почти сходят на нет, а на западе практически сравнялись с уровнем вулканической воронки. Есть версия, что с этой стороны часть кратера специально была подорвана японцами, чтобы при извержении лава стекала в Охотское море.

Одним словом, остров Матуа необычайно интересен и является одной из геологических и исторических жемчужин курильской гряды.

МАТУА — небольшой островок (6 на 12 км), расположенный в самом центре Курильской гряды. В годы Великой Отечественной японцы превратили его в неприступную крепость, планируя использовать как плацдарм на случай войны с СССР. Однако 25 августа 1945 года находящийся на острове отдельный императорский полк, подчинённый Ставке, сдался без боя. 40 советских пограничников беспрепятственно пленили 3811 японских солдат и офицеров.

В одной из береговых скал трудолюбивые японцы вырубили огромную пещеру, где легко может спрятаться подлодка. Побывали мы и в предполагаемой резиденции командования гарнизона, прекрасно замаскированной в одном из окрестных холмов. Её стены аккуратно выложены камнем, неподалёку есть бассейн и подземная баня.

В годы Великой Отечественной войны здесь не пострадал ни один наш солдат, а в мирное время бесследно исчезли десятки российских пограничников.

Японская водка для прапорщика

С ПЕРВЫХ же дней пребывания наших военных на Матуа стало понятно, что остров таит множество тайн и загадок. Командование рассчитывало найти здесь немало трофеев: самолётов, пушек, боеприпасов. Но вся военная техника как под землю провалилась. Когда начали восстанавливать порушенные коммуникации, неожиданно проснулся находящийся в центре Матуа вулкан — пик Сарычева. Извержение происходило с такой силой, что вылетающие из жерла огромные глыбы сбивали птиц, парящих за сотни метров от кратера.

Через некоторое время на побережье удалось развернуть погранзаставу. Тогда-то и были предприняты первые попытки исследовать остров. Камчатские пограничники до сих пор вспоминают историю о прапорщике, который всякий раз после прогулок по острову возвращался навеселе и приносил пару-тройку бутылок саке. Где он доставал японскую водку, никто так и не узнал. На острове часто случались пожары, в которых гибли люди, несколько пограничников сорвались со скал, попали в снежные лавины. В конце 90-х в результате несчастного случая погиб заместитель начальника погранзаставы.

Как-то на Матуа на вертолёте прилетела высокопоставленная комиссия во главе с генералом для выяснения причин очередной трагедии. Отработав, офицеры собрались возвращаться на Камчатку. Ми-26 успел подняться в воздух лишь на несколько метров, как у него с треском отвалилась одна из лопастей. Винтокрылая машина еле-еле дотянула до посадочной площадки и грохнулась на землю. К счастью, никто серьёзно не пострадал. Подручными средствами вертолёт ремонтировали больше месяца. Всё это время 20 полковников и один генерал жили на острове, вместе с солдатами добывая себе пропитание рыбалкой и охотой. В 2000 году пограничники окончательно оставили неприветливый остров: после сильного пожара заставу пришлось законсервировать.

Остров стал необитаем, но желающие разыскать военную технику остались. Один из них — исследователь-энтузиаст Евгений Верещага. «Масштабы построенных японцами военных объектов поражают воображение, — говорит Евгений. — Однажды мы случайно наткнулись на настоящий подземный город протяжённостью в несколько сотен метров. Его стены аккуратно отделаны деревом и гипсокартоном, а входы во множественные ответвления взорваны».

Есть на Матуа необыкновенный холм высотой 120 метров и 500 метров в диаметре. Существует мнение, что это искусственная сопка, служившая замаскированным ангаром для самолётов. На её склоне отчётливо выделяется очень широкая рукотворная впадина, заросшая деревьями и кустарником. Вероятно, здесь располагались ворота в ангар, которые сначала были взорваны, а затем засыпаны пеплом извергающегося вулкана. «Разгадывая тайны Матуа, приходится строить самые невероятные предположения. Возможно, японцы сбросили в жерло вулкана весь свой боезапас, а затем подорвали его, вызвав мощное извержение, — продолжает Е. Верещага.

— Эта версия на первый взгляд звучит фантастично. Но вверх по конусу вулкана проложена дорога, где и спустя десятилетия можно разглядеть следы гусеничной техники. Что японцы возили к кратеру — можно только догадываться».

Зачем Трумэн просил Сталина отдать США?

Летом 2006 на корабле береговой охраны «Воровский» в поход на Матуа отправился командующий региональным погрануправлением Северо-Востока России генерал-лейтенант Валерий Путов. Не доходя до острова, судно встало на рейд, и все спешно загрузились в вертолёт, который должен был доставить на берег. Как только Ка-27 оторвался от палубы, раздался громкий хлопок — у вертолёта вырвало дверь десантного люка. Сразу вспомнились легенды о духе Матуа, который не очень-то жалует российских генералов, а у тут сам командующий на борту. До берега вертолёт худо-бедно дотянул, а затем улетел на судно, где ему предстоял серьёзный ремонт…

Остров вдоль и поперёк изрыт рвами, окопами, пещерами. Многочисленные доты и ангары хорошо сохранились, а некоторые объекты можно использовать и сегодня, например, аэродром. Он так грамотно расположен, что самолёты могут взлетать и приземляться при ветре любой силы и любого направления. Взлётные полосы когда-то обогревались термальной водой, но сейчас трубопровод, увы, разрушен. Разгадать тайны подземелий пока никому так и не удалось. Японцы, ссылаясь на секретность информации, упорно не отвечают на запросы российских исследователей. Не очень охотно идут на сотрудничество и американцы, которые тоже что-то знают.

Во время Второй мировой войны союзная авиация, бомбившая в Тихом океане всё, что принадлежало Японии, обходила Матуа стороной. А когда война закончилась, президент Трумэн обратился к Сталину с неожиданной просьбой — предоставить США Матуа для военно-морской базы США. После ответной просьбы выделить один из Алеутских островов для советской базы вопрос больше не поднимался.

tainyvselennoi.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *