Основные черты информациональной экономики

3 февраля, 2015 | от analytics | в категориях: Аналитика
Основные черты информациональной экономики
Аналитика
1


Шендрик Г. Н.

Представители различных отраслей знаний как на Западе, так и на Востоке уже достаточно давно пытаются определить сущность информационного общества, какая культура формируется в его рамках. Об информационном обществе сегодня написано множество работ, однако, как показывает анализ, обсуждение проблем информационного общества в основном ведется пока, скорее, на уровне философской публицистики, чем строгого теоретического осмысления.

Большинство западных и отечественных авторов под информационным обществом понимают общество, которое возникает на следующей за постиндустриальным обществом этапе развития социальной системы, где происходят коренные перемены в производстве, потреблении и распространении информации, которые, в свою очередь, ведут к коренным переменам во всех сферах общественной жизни, меняя ту систему связей и отношений, которая сложилась на этапе постиндустриального развития.

Если говорить о тех специфических особенностях, которые отличают информационное общество от всех остальных, то к их числу относится, прежде всего, возникновение принципиально нового типа экономики. Переход к подобному типу экономики может быть приравнен к величайшему перевороту, который когда-либо происходил в жизни человечества. Он не идет ни в какое сравнение с переходом от сельскохозяйственной к индустриальной экономике и даже от индустриальной экономики к экономике услуг, который произошел относительно недавно и который привел к коренным переменам в жизни как минимум четверти населения Земли, проживающего в странах так называемого «золотого миллиарда».

Информациональная экономика возникает как результат использования в максимальной степени новых информационных технологий и новых методов управления, коренным образом отличающихся от тех, которые в свое время применяли Тайлор, Файоль, Форд, Кейнс, заложившие основы современного менеджмента. «Информациональная экономика, — как пишет Кастельс,— это подмножество индустриальной. Она заключается в глубоком улучшении технологии и использовании знаний и информации во всех процессах материального производства и распределения на основании гигантского скачка вперед, в размахе и возможностях системы обращения» [Кастельс, 2000, с. 106]. Эта экономика является экономикой интегрального типа. Если в экономиках другого типа могли существовать (и достаточно долго — десятилетия и века) различные экономические уклады, то в обществе с информациональной экономикой это невозможно.

Такова ее первая отличительная черта. Другой отличительно чертой этой экономики является то, что она суть глобальная экономика, которая представляет собой исторически новую реальность, отличную от мировой экономики. Согласно Ф. Броделю и И. Валлерстайну под мировой экономикой понимается такая система, где процесс накопления капитала происходит по всему миру. Подобный тип экономики существует на Западе, по крайней мере, с XVI в. Глобальная же экономика представляет собой нечто другое: это экономика, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты. Глобальность присутствует во всех основных процессах и элементах экономической системы. Впервые в истории управление капиталом осуществляется непрерывно на глобальных финансовых рынках, работающих в режиме реального времени: каждую секунду в электронном режиме по всему миру осуществляются сделки на миллиарды долларов.

Новые технологии позволяют за очень короткое время переводить капитал из одной экономики в другую, так что капитал, а, следовательно, сбережения и инвестиции, взаимосвязаны по всему миру, от банков и пенсионных фондов до фондовых и валютных бирж. А так как валюты взаимозависимы, то и экономики стран тоже взаимосвязаны между собой. Несмотря на то, что основные корпоративные центры предоставляют персонал и оборудование для управления постоянно усложняющейся финансовой сетью, на самом деле именно в информационных сетях, соединяющих эти центры, реально проходят операции, связанные с капиталом. Потоки капиталов становятся глобальными и в то же время все более независимыми от функционирования других отраслей экономики.

Говоря другими словами, финансовый капитал становится лидером и оказывает определяющее воздействие на капитал торгово-промышленный. Рынки труда, по существу, не являются глобальными, за исключением небольшого, но растущего сегмента профессионалов и ученых. Однако труд можно считать глобальным ресурсом, ибо, во-первых, фирмы могут выбрать свое местоположение в разных местах по всему миру, с тем, чтобы найти трудовые ресурсы в зависимости от навыков, издержек или социальных условий; во-вторых, они могут в любом месте привлечь к себе высококвалифицированных работников отовсюду, и они их получат, если предложат хорошую оплату и условия труда; наконец, в-третьих, люди по собственной инициативе могут войти на любой рынок из любой точки мира, гонимые из дома нуждой, войнами или движимые заботой о своих детях.

Труд иммигрантов может использоваться в любой точке планеты, где есть рабочие места, но его мобильность ограничена строгим иммиграционным контролем. Глобальными являются также рынки товаров и услуг. Хотя многими странами и проводится политика протекционизма и ограничения свободной торговли, тем не менее, это не может воспрепятствовать рынку функционировать в глобальном масштабе. Это не означает, что все фирмы продают продукцию повсеместно в мире, но предполагает, что стратегической целью небольшой или крупной фирмы является продажа продукции везде в мире, будь то напрямую или путем подключения к сетям, действующим на мировом рынке. И действительно, во многом благодаря новым коммуникациям и транспортным технологиям существуют каналы и возможности для фирм продавать продукцию повсеместно.

Появление глобальной экономики, связано с изменением методов управления процессами производства и распределения, а также с производством как таковым. Доминирующие сегменты внутри большинства экономических секторов (будь то производство товаров или услуг) имеют в мировом масштабе собственные операционные процедуры, формируя «глобальную сеть». Такая сеть не только по форме соответствует глобальной корпорации, получающей материалы из разных источников по всему миру. Новая производственная система основана на стратегических альянсах и сотрудничестве по временным проектам между корпорациями, децентрализованными частями крупных компаний, малыми и средними предприятиями, объединенными в сети между собой или с крупными корпорациями. Гарантом успеха управленческой стратегии в такой структуре является позиционирование фирмы (или конкретного производственного проекта) внутри сети так, чтобы получить конкурентное преимущество для данной конкретной позиции. Таким образом, структура самовоспроизводится и расширяется по мере того, как развивается конкуренция, в конечном счете, усиливая глобальные характеристики экономики в целом.

Для работы в условиях изменчивой геометрии производства и системы распределения фирме необходима очень гибкая форма управления, основанная как на гибкости самой фирмы, так и на доступе к необходимым коммуникациям и производственным технологиям. Например, для использования деталей, произведенных в отдаленных уголках планеты, при сборке единого продукта, с одной стороны, необходимо использовать микроэлектронные технологии для контроля за качеством деталей, которые должны в точности соответствовать всем установленным критериям, а с другой стороны, необходимо использовать гибкие компьютерные технологии, позволяющие заводу изменять темпы производства и различные характеристики продукта в зависимости от конкретного заказа.

Характерной чертой информациональной экономики является особый тип взаимодействия между исторически сложившимися общественными институтами и глобальными экономическими агентами. Если в индустриальном обществе корпорации не оказывали или оказывали минимальное влияние на процесс функционирования государственных структур, то транснациональные корпорации, являющиеся главными субъектами экономической жизни сегодня, самым непосредственным образом воздействуют на формирование внутренней и внешней политик государств, на законотворческий процесс и политическую жизнь общества. И хотя роль государства в регулировании процессов в экономике пока остается достаточно большой (например, концерн «Фольксваген» в соответствии с рекомендациями немецкого правительства значительную долю своих инвестиций в 90-е годы осуществлял на территории бывшей ГДР, способствуя решению задачи создания объединенной Германии, а американские корпорации, в частности, IBM в тех случаях, когда речь шла об отказе от некоторых технологий или ограничении торговли с отдельными странами в соответствии с американской внешней политикой, строго следовали инструкциям своего правительства (иногда вопреки своим желаниям), тем не менее, есть весомые основания утверждать, что информационном обществе наметившаяся тенденция будет закономерностью.

Но информационное общество, по мысли М. Кастельса, отличается не только своей экономикой, которая является экономикой особого типа, не имеющей аналогов, но и новой системой связей и отношений, которые складываются не только в сфере производства, но и во всех остальных сферах жизни общества. Информационное общество — это общество сетевых структур, децентрализованного управления, новых организационных стратегий, которые возникают как результат поиска альтернативных решений учеными и менеджерами, осознавшими тот факт, что возможности системы массового производства исчерпаны и будущее за так называемым гибким производством, способным быстро реагировать на изменение спроса, учитывать перемены, происходящие в потребностях, вкусах покупателей. Эта система связей и отношений возникла тогда, когда спрос сделался непредсказуемым ни по количеству, ни по качеству; когда рынки во всем мире диверсифицировались и вследствие этого стали с трудом поддаваться контролю; когда темп технологических изменений сделал устаревшим узкоспециализированное производственное оборудование, а система массового производства стала слишком жесткой и дорогой для новой экономики.

Ответом на обозначившийся вызов стала гибкая производственная система, которая возникла в индустриальных районах Северной Италии, где производство еще с 70–х годов приспосабливается к непрестанным переменам, не претендуя на контроль над рынком товаров. Изменение типа производства потребовало изменение типа управления и организационных форм. Место крупной корпорации как главного экономического агента заняла средняя и малая фирма, обладающая уникальной способностью к выживанию, являющаяся источником инноваций и новых рабочих мест. Следствием возникновения новой организационной структуры стало появление так называемых «горизонтальных корпораций», которые характеризуются: а) организацией, строящейся вокруг процесса, а не задачи; б) плоской иерархией; в) командным менеджментом; г) измерением результатов по удовлетворенности покупателя; д) вознаграждением, основанным на результатах работы команды; е) максимизацией контактов с поставщиками и покупателями; ж) информированием, обучением и переподготовкой сотрудников на всех уровнях. Эти корпорации суть сетевые структуры, где управление децентрализовано, где производство подстраивается под потребителя, где каждая из экономических единиц, составляющих «горизонтальную корпорацию» обладает автономией в такой степени, что позволяет себе даже конкурировать другой структурной единицей, хотя и в рамках общей стратегии развития корпорации. Сети есть фундаментальный материал, из которого новые организации строятся и будут строиться. И они способны формироваться и распространяться, образно говоря, не только по главным улицам, но и глухим переулкам глобальной экономики, поскольку они опираются на информационную мощь, предоставляемую новой технологической парадигмой.

 

Список литературы:

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — М., 2000. — 606 с.

Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Пильгун М.А. Формирование контента в современном коммуникационном пространстве. Монография. М.: РГСУ, 2012, 212 с.

 

Информационное общество: вызовы культуры, Шендрик Г. Н., Российский государственный социальный университет

One Comment

  1. Петр says:

    «Информационное общество — это общество сетевых структур, децентрализованного управления, новых организационных стратегий, которые возникают как результат поиска альтернативных решений учеными и менеджерами . . .»
    «. . . когда темп технологических изменений сделал устаревшим узкоспециализированное производственное оборудование, а система массового производства стала слишком жесткой и дорогой для новой экономики.»
    ………………………………………………………………………………………………………..
    Вот что значит информационное общество, если коротко.
    Для информационного общества необходимы высокообразованные кадры, а они в России имеются в достаточном количестве.
    Осталось только их грамотно использовать.
    Если это нам удастся сделать, то Россия будет одним из самых современных государств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *